Изготовление изделий из папье-маше.
Папье-маше — это бумажная масса. Изделия из него легкие, ровные, с
длительным сроком службы в местах с минимальной влажностью, для
крепления необходима проволока, тоньше, чем при креплении изделий из
гипса или искусственного камня. Предметы из папье-маше имитируют
дорогостоящую резьбу по дереву или чеканку по металлу. Мастичные или
бумажные изделия имеют определенный приоритет по сравнению с гипсовыми
деталями. Из мастики изготовляют не только лепной декор, но и украшения
для мебели, дверей и т. д.
Изделия из папье-маше крепят на проволочных скрутках, или клячах, можно и
приклеить обычным столярным или казеиновым клеем. Мастика при высыхании
уменьшается в объеме, из-за усушки примерно на 6-8%. Это необходимо
учитывать при изготовлении воссоздаваемых моделей лепного декора и
делать их немного больше по размеру.
Полученные изделия из мастики становятся твердыми и высохшими примерно
через 1-5 суток, это зависит от размеров (толщины) изделий и
температурного режима. Предметы из папье-маше боятся сырости и быстро
портятся, для того чтобы избежать этого, необходимо покрывать
поверхность изделий защитными покрытиями. Работа с такими изделиями
сложна и требуют большого опыта в работе.
Рецепты изготовления мастики для папье-маше:
1. Мастика консистенции гипса.
Вода 1 л
Столярный клей сухой 0,5 кг
Тонкая бумага (можно газетная) 0,25 кг
Олифа натуральная 0,1 кг
Канифоль 0,2 кг
Мел тонкосеянный 3-4 кг.
Приготовление мастики: в воде размочить клей, и после размокания его
варят, (аккуратно, не допуская подгорания), на пару или в водяной бане.
Хранят клей горячим. Качественный расплавленный клей не содержит комков и
сгустков.
Бумагу рвут на небольшие куски (чем мельче, тем лучше), кладут в воду и
ставят кипятить не менее 1 ч. Резанная бумага разваривается гораздо
дольше, чем разорванная, так как кромки у нее ровные и твердые, поэтому
предпочтительнее разрывать бумагу, а не резать.
Полученную бумажную массу остужают до температуры, не обжигающей рук, и
перетирают ее, получается сплошная смесь. Ее процеживают через частую
сетку или марлю и крепко отжимают все, что осталось на сите или в марле.
Отжатые комки расправляют, смешивают с горячим клеем, добавляют олифу
со смешанной толченой канифолью и очень осторожно кипятят до полного
растворения канифоли. Необходимо тщательно следить за кипячением, не
допуская подгорания и образования комков. Затем массу охлаждают.
На стол или верстак насыпают горкой мел, делают в ней углубление (ямку),
кладут сваренную массу и месят сначала лопаткой, а затем руками,
подсыпая, если нужно мел, пока масса не станет эластичной, и не будет
прилипать к пальцам рук. Для мастера важно уметь определять необходимое
количество мела. При избытке мела мастика становится твердой (крутой) и
не пригодной к работе. Тогда для эластичности добавляют немного олифы и
все тщательно перемешать.
2. Рецепт приготовления массы для литья.
Вода 1 л
Клей столярный до 0,5 кг
Олифа ,03 кг
Мел тонкосеяного 2,5 кг
Мука пшеничная 0,4 кг
Приготовление мастики:
Клей варят (расплавляют) в воде, в горячую массу добавляют сначала
олифу, затем муку и мел. Все тщательно перемешивают. Первый слой теплой
мастики наносят тонким слоем кистью на кусковую или формопластовую
форму. Следующие 1-2 слоя наклеивают марлю, на которую затем наносят
второй слой мастики и затем просушивают изделие, и снимают. Масса после
высыхания дает большую усадку.
3.
Вода 1 л
Клей столярный 0,2 кг
Мел тонкосеяный 1,7 кг.
Приготовление мастики:
Клей расплавляют на водяной бане и при тщательном перемешивании
добавляют в него постепенно мел. Полученную массу охлаждают до
температуры 45°С , затем заполняют ею кусковые или формопластовые формы.
4.
Вода 1 л
Клей столярный 0,35 кг
Бумага газетная 0,05 кг
Мел тонкосеяный около 3 кг.
Приготовление мастики:
Клей расплавляют в воде, добавляют в него бумажную массу (разорванную на
мелкие кусочки), мел, в процессе смесь помешивают сначала веселкой, а
затем руками. Тесто, полученное из массы, раскатывают на столе, листе
фанеры или пластмассы в листы толщиной 3-4 мм и отминают из нее изделия в
кусковой или формопластовой форме.
5.
Желатин 4,75 ч
Бумажная пыль 4,5 ч
Гипс 15 ч
Раствор квасцов 5%.
Желатин растворяют в небольшом количестве воды, помещают туда бумажную
пыль и все тщательно перемешивают. Затем добавляют гипс и все еще раз
хорошо перемешивают с добавлением раствора квасцов.
6.
Клей столярный 1,5 ч
Глина отмученная (очень тонкая) 3 ч
Известь-пушонка негашеная 1,5 ч
Бумажная масса 0,75 ч
Масло сырое льняное 0,75 ч.
Клей плавят в небольшом количестве воды, а затем вливают его в бумажную
массу и все тщательно перемешивают. По мере перемешивания добавляют
тонкосеяную известь и глину до получения густой массы.
7.
Желатин технический 4 ч
Клей столярный 16 ч
Бумажная масса 24 ч
Вода 24 ч.
Желатин смешивают с клеем и плавят в необходимом количестве воды,
всыпают бумажную массу и все тщательно перемешивают. Приготовленный
тонкосеяный мел перемешивают с полученной массой до густого теста.
Реставрация.
Технология изготовления архитектурного декора из папье-маше уходит
своими корнями в XVIII век. Лепной декор из папье-маше устанавливался в
театрах с целью облегчения консольных конструкций, таких как рампы,
фурки, ограждения лож и ярусов, кроме того папье-маше подобно дереву
имеет целлюлозную основу и не лопается от небольших деформаций, которые
неизбежны на ограждениях ярусов театра (движения зрителей неравномерны,
вибрации от музыкальных инструментов и звуки оваций входящих в
резонанс). И третьей причиной изготовления изделий декора из папье-маше
является хорошее звукоотражение этого материала.
Реставрация архитектурного декора из папье-маше процедура достаточно
сложная, так как подразумевает расчистки, приведение изделий в подлинную
модель, промежуточные формовки и, наконец, изготовления недостающих и
утраченных частей декора из клееной целлюлозы.
«Не навреди» – так звучит главный принцип реставраторов. Вначале они
скрупулезно исследуют предметы, которые предстоит реставрировать. При
реставрации папье-маше расчищают старый пигмент до основания, до
папье-маше, счищают золото, левкас. Воссоздаваемый левкас, который был
положен 150 лет тому назад, и современный, могут не ужиться вместе. Так
как старый левкас, приобрел структуру подобную камню, и есть
вероятность, что могут пойти трещины. После восстановления детали
покрывают золотом (если это было первоначально).
http://www.mstone.ru/tech/531/
Изделия из папье-маше и мастики
Изделия из папье-маше несложны в изготовлении, легкие, плотные, удобные для транспортирования и крепления.
При изготовлении архитектурных деталей из папье-маше гипсовые формы
смазывают растительным маслом, чтобы бумага, пропитанная клейстером, не
приставала к ним. Затем набивают форму: вдавливают пальцами бумажную
массу в углубления формы так, чтобы каждый набиваемый кусок
нахлестывался на предыдущий на 2...3 см. Первые два слоя набивают массой
из газетной бумаги, причем первый слой промазывают клейстером только с
одной стороны, которой его прикладывают к стенкам формы. Затем следующие
два слоя набивают массой из оберточной бумаги и прокладывают слой
мешковины. Последующие слои бумаги и мешковины смазывают клейстером с
двух сторон. По окончании набивки края бумаги и мешковины, выступающие
за форму, приподнимают, смазывают клейстером и заворачивают внутрь
заподлицо с краями формы. Форму с набитым изделием просушивают в сушилке
при температуре до 40°С или засыпают горячим песком (250...270°С)
два-три раза в течение 2...3 суток.
Готовое изделие вынимают из формы, обрезают с краев бумагу и в случае
необходимости подправляют, затем всю лицевую поверхность детали с
помощью волосяной кисти смазывают жидким клейстером и грунтуют. После
просыхания грунтовки, но не ранее чем через сутки, изделие шпатлюют,
чтобы резче выразить рисунок детали: острым ножом подрезают все
неровности и исправляют рисунок, затем пальцами, а в местах углублений
сеткой или острым ножом более четко прорабатывают рисунок. Тесто для
шпатлевки готовят из просеянного мела с добавлением разваренной бумаги,
жидкого столярного клея и медного купороса (на 1 л воды 350 г столярного
клея и 50 г газетной бумаги). Огрунтовку приготовляют из теста для
шпатлевки (1 кг) с добавлением клейстера (100 г) и горячей воды (200—250
мм3 воды).
Не ранее чем через сутки после шпатлевания изделие левкасят (придают ему
гладкость). Для этого из жидкого клеевого раствора, просеянного мела и
масляного лака (на 1 л жидкого клеевого раствора 100... 125 г масляного
лака, мел добавляют до густоты сметаны) изготовляют левкас и его наносят
на изделие щетинными кистями. Затем изделие высушивают и прошкури-вают.
Ажурные изделия готовят в основном в гипсовых, клеевых или
формопластовых формах путем отминания из тонких пластов пластической
массы. Гипсовые формы не смазывают, а клеевые слегка смазывают обычной
смазкой. Для отминания небольших деталей (порезок) массу раскатывают на
тонкие пласты слоем 1,5...2,5 мм, которые кладут в форму. Вдавливают ее
большими пальцами во все углубления формы, причем пальцы надо
периодически припудривать мелом, чтобы к ним не приставала масса. После
этого закладывают арматуру из тонкой проволоки, вдавливая ее в середину
массы, затем ровняют заднюю сторону детали. Форму ставят в холодное
место, чтобы масса застыла, потом накрывают щитом, переворачивают и
отделяют ее от изделия. Изделие в полусухом состоянии прибивают на место
шпильками или гвоздями со срезанными головками, предварительно смазав
жидкой массой место установки и основание детали.
Все изъяны и дефекты на месте заделывают жидкой массой. Когда изделие
окончательно высохнет, его начисто отделывают инструментом и наждачной
бумагой. В дальнейшем его можно окрашивать.
При изготовлении крупных архитектурных деталей (например, фризов,
рельефных украшений) массу раскатывают слоем 4... 5 мм, для прочности
накладывают на нее марлю, промазанную жидкой массой, и сверху наклеивают
два слоя оберточной бумаги. После затвердения массы снимают форму.
Таким способом получается тонкий прочный элемент лепного украшения с
четкой передачей всех деталей орнамента.
Изделия из папье-маше окрашивают клеевыми, масляными и эмалевыми
красками, перед окраской их покрывают слабым раствором столярного клея
или, если ему нужно придать большую стойкость против сырости, олифой.
http://budteh.com.ua/index.php?page_id=118
1.
2.
3.
http://www.liveinternet.ru/users/persephone140/post183487980/
Комментариев нет:
Отправить комментарий