воскресенье, 25 августа 2013 г.

полный мастер-класс по лепке авторской куклы

Подробный мастер-класс по лепке авторской куклы

Часть 1 ГОЛОВА     Источник
Из всех известных мне и опробованных в работе материалов для лепки авторской куклы, для меня самым лучшим был и остается паперклей.
Эта пластелиноподобная масса очень пластична, приятна на ощупь, прекрасно лепится, шкурится, не трескается. При необходимости можно долепить части даже к уже засохшему изделию, или срезать лишнее. Ею пользуются  как  профессионалы, так и начинающие мастера.

    Для лепки лица куклы из папреклея нам потребуется:

  1. Паперклей.
  2. Специальные стеки
  3. Вода
  4. Зубочистка
  5. Фольга пищевая
  6. Нож перочинный.
Задумка будущей куклы такова – господин монголоидной расы, читающий газету или журнал.
Приступаем.
 Сначала делаем болванку для будущей головы из пищевой фольги.Я обычно отрываю от рулона приблизительно1 метр.  Сначала нежно и аккуратно понемногу скомкиваем ее, постепенно придавая форму яйца. Потом ужимаем до жесткости.
Из папреклея делаем лепешку толщиной 3-4 мм. Смачиваем болванку водой. Облепливаем лепешкой нашу болванку. Выглаживаем.
Делим голову пополам, намечая ось, на которой будут находиться нос и глаза.
Делаем из паперклея лепешку побольше, в форме  «кирпичика». Это наш лоб. Прикрепляем над разделительной линией. Примазываем так, чтобы лоб «нависал» над остальной частью. От его размера зависит наличие «интеллекта» в лице куклы.
Формируем деталь небольшого размера в виде капли или морковки, прикрепляем ко лбу широкой частью и аккуратно примазываем, формируя переносицу.
Делаем  ринопластику – отсекаем лишнюю часть носа.
 Переходим к губам. Делаем небольшой шарик, делим его пополам. Одну половинку плоской стороной примазываем к носу.
 Нижнюю половинку отсекаем, остается верхняя губа.
С внутренней стороны губы стеком придаем губе форму – намечаем букву М с гладкими верхушками (как в названии Макдональдс) и выбираем лишний паперерклей.
Получилась настоящая верхняя губа. Зубочисткой прорезываем носовой ход и оформляем ноздри. По желанию можно сделать крошечные шарики и примазать их по бокам, чтобы крылья носа стали более выразительными.От конца носа до верхушки губы стеком делаем углубление. Я называю его «поцелуй ангела». Это я вычитала в книге Вербера  «Империя ангелов».
Вторую половинку шарика чуть изгибаем в форме дуги. Тонкими концами прикрепляем к уголкам верхней губы, примазываем снизу, придавая рту необходимое выражение.
 Под нижней губой образовалась ямка. В нее примазываем шарик, чтобы получился подбородок.
 Добавляем скулы – две лепешки по бокам от подбородка.
 Теперь щеки. Делаем шарик, делим его пополам, придаем форму капли, прикладываем на место щек и   примазываем.
   Лепим надбровные дуги. Для этого делаем «каплю» из паперклея, режем ее пополам. Узкой частью прикладываем к переносице, широкой – в сторону щек. Примазываем, не оставляем шишек. Приступаем к глазам. Делаем небольшой овал, делим его пополам и прикладываем в промежуток между надбровными дугами и щеками.
 Примазываем верхнюю часть сильно, чтобы сформировать глазное яблоко, нижнюю часть меньше.Стеком от средины глазного яблока вверх и вниз стягиваем тонкий слой паперклея. Так мы делаем веки. Чтобы сделать глаз более  выразительным, надо нструментом с не очень острым концом сделать вдавления по краям глаза. Так он становится объемным.  Осматриваем затылок. Если есть необходимость, добавляем паперклей.
Лепим уши. Они располагаются между глазами и носом, ближе к затылку, на уровне бока шеи.
Делаем две нужные по размеру уха лепешки, примазываем их к голове.
Стеком формируем ушную раковину.  Для лепки уха я использую картинкуили смотрю в зеркало на свое.
Некоторые кукольницы не лепят своим куклам  ушей, если они не видны. Я же считаю, что они быть должны в любом случае, чтобы кукла не была ущербной. ))
Вот мы и слепили голову. Пока она похожа на инопланетянина, как говорят мои дети. Но это только начало. Дальше – проволочный каркас и набирание объема тела нашей куклы.

Надеюсь, мастер-класс получился достаточно подробным. Но, если возникнут вопросы по лепке головы куклы из паперклея, с удовольствием отвечу на все, без исключения.

Часть 2   СКЕЛЕТ    Источник
Голову для куклы из паперклея мы уже сваяли,  переходим к скелету.
Для работы нам понадобится:         
  бумага
карандаш
проволока диаметром 2.5 мм
кусачки
наша уже слепленная голова.
Сначала рисуем будущий скелет. Для определения высоты куклы за единицу измерения принимаем ее голову.
На бумаге откладываем 7 голов. На уровне второй головы отмечаем грудь. 2/3 расстояния между 2 и 3 – это талия. На уровне 3 – пупок.  Бедра располагаются  на ¼  расстояния между 3 и 4. Дорисовываем их шире или уже, в зависимости от задумки.  На уровне 5 отмечаем  колени. Руки делаем чуть длиннее уровня 4. Дорисовываем плечи, соответственно полу куклы.
Это стандартный каркас для взрослого человека. Для построения каркаса для куклы-ребенка несколько другие рассчеты. Вы же  в своей работе ориентируйтесь на свое видение – что у вас  за кукла. Какова будет ее поза, будет она реалистичной или шаржевой…. В зависимости от этого и стройте скелет.
Из проволоки делаем скелет, повторяя изгибы на нашем рисунке. Берем  проволоку вдвое (можно и по одной, но 2 раза) и обводим ею рисунок от шеи – бедра – ноги. Раскладываем в разные стороны. У нас получился скелет без рук. Причем берем вверху проволоку с заходом в головное отверстие для последующего крепления.
Руки ( сразу обе или по одной) начинаем выгибать от уровня 4.  Если кукла должна сидеть на чем-то и быть прикреплена к сидению – то опускаем на 1 см ниже. Лишнее можно всегда «откусить», а вот добавить невозможно. Ведем проволоку вверх, формируя плечи.
Обмотку проволоки можно снимать, можно и оставить. Я не очищаю, если это мужской скелет и не надо стремиться к особому изяществу. В этом случае зачищаю лишь места шеи, запястий и ступней.
Соединяем между собой детали скелета. Сначала детали шея-бедра-ноги в грудной части.
Потом к ним приматываем руки. Я приматываю скелет малярным скотчем.  Для меня он очень удобен в работе. Можно при желании это делать лейкопластырем или изолентой  Как кому нравится.
 Для того, чтобы было куда крепить скелет, делаем нашей голове трепанацию. Для этого берем шило и с нижней стороны делаем глубокое (но не насквозь!) отверстие.
Вот скелет готов. Теперь его надо обрастить «мясом». Кукольницы для этих целей применяют и толстые нитки, и гипсовый бинт, и тейп-ленту.  Я для этого  использую синтепон. Его удобно приматывать и легко формировать выступающие части тела.
Прежде чем начать наращивать тело, берем фольгу и придаем ею первичную форму тела.
Начинаем обматывать проволоку. Делаем перехлест на груди и бинтуем нашего подопечного.
Ниткой с иголкой закрепляем конец синтепона.
 Приступаем к ногам. Наматываем синтепон, набирая необходимый объем. Естественно, наматывание синтепоном не подходит для цельнолепной куклы.
 Намотали руки, нацепили голову – и вот наш монгол без пяти минут красавец!
 В следующий раз лепим кисти рук.
Часть 3   ЛЕПКА РУК     Источник
Руки  многое говорят о человеке. И авторской кукле тоже необходимо слепить достойные руки. Бывают руки каркасные –  когда в средине пальчиков находится проволока. Бывают руки цельнолепные.  Беда цельнолепных рук в том, что пальчики ломаются в самый неподходящий момент. Хотя для этого подходящих моментов не бывает.
Мастер-класс по изготовлению цельнолепных кистей рук перед вами.
Нам понадобится :
  1. папереклей
  2. стеки
  3. бумага
  4. карандаш
  5. вода
Если мы приложим основание ладони к подбородку,   то увидим, что средний  палец достигает средины лба. Смотрим на нашу  слепленную голову и рисуем такую картинку для нашей куклы.
Катаем из паперклея «колбаски» по длине нарисованных пальцев.В этом мастер-классе я покажу, как лепить одну руку. Вторая лепится точно так же, но важно следить, чтобы не получилось две левых или две правых руки. Как показывает практика, лучше лепить две руки одновременно, чтобы они были одинаковые по размеру.
Делаем небольшую  лепешечку и прикладываем к «колбаскам». Примазываем.
Переворачиваем нашу ладонь лепешкой вниз.
Снова делаем небольшую лепешечку и примазываем ее ко внутренней стороне ладони.
Делаем место для большого пальца. Для этого срезаем  под косым углом часть паперклея на внутренней стороне ладони.
Лепим из паперклея «морковку». Это будет большой палец. Приставляем его к приготовленной выемке, аккуратно примазываем.
Мы знаем, что на пальцах есть ногти. Кукольной руке они тоже необходимы. Во всяком случае,  я так думаю. Без ногтей  пальцы похожи на сардельки .  Чтобы сделать ногти, я беру кусочек  плотной пластиковой обертки от паперклея, сворачиваю так, чтобы  образовалось  закругление. Потом ним формирую ногтевые пластины  легонько прижимая к кончикам пальцев.
Получаются красивые ногти на красивых руках.
Придаем пальцам “позу”, при которой они будут соответствовать нашему замыслу.  Для этого в местах суставов пальцев делаем стеком небольшие насечки. Они помогут нам легко и правильно согнуть пальцы. В данном случае наш парень держит в руках чтиво – газету ли, журнал или книгу, поэтому закругляем их слегка.
Надеваем готовые руки сначала на зубочистку и даем им хорошо высохнуть. Потом – на проволочный каркас.
Паперклей сохнет быстро в естественных условиях. И очень скоро мы можем перейти к шее нашей куклы.Буду признательна за ваши отзывы по этому мастер-классу.Если вы нашли для себя полезную информацию или хотите поделиться своими наработками – с радостью пообщаюсь  и с начинающими кукольницами, и с кукольницами со стажем.

Мастер-класс: Как прикрепить к каркасу голову куклы из паперклея. Как слепить шею кукле

Мы уже слепили лицо кукле, сделали тело. Теперь пришла пора воссоединить голову и туловище. Значит, приступаем к изготовлению шеи. Для этого нам нужно:

  1. паперклей
  2. стеки
  3. кусочек клеенки.
  4. кусачки
Небольшой кусочек полиэтилена надеваем на проволоку в верхней  части каркаса. Это мы делаем для того, чтобы паперклей не приклеился к синтепону. С головой нам еще работать и работать – шкурить, красить, крепить волосы… И если она будет съемной, это значительно нам облегчит работу с ней.

Делаем из паперклея лепешку толщиной 2-3мм и диаметром, соответствующим ширине плеч нашей куклы. Надеваем на проволоку

Катаем из паперклея «колбаску», ширина и длина которой будут соответствовать размерам шеи куклы – толстой или тонкой, длинной или короткой. Надеваем ее на проволоку
Сверху насаживаем голову куклы. Необходимое отверстие  в голове уже проделано нами ранее.
Аккуратно примазываем голову к шее и шею к груди. Если по замыслу грудь будет видна – лучше сделать ключицы. Наш монгол будет в халате, поэтому на ключицах  сэкономим.

Вот что у нас получилось.



5

Мастер-класс по изготовлению обуви кукле из паперклея. Лепка сапог для авторской куклы.

При создании авторской куклы на все нужно обращать внимание и делать все с тщанием. В этой работе мелочей не бывает. Каждая мелочь становится изюминкой, которую хочется рассматривать и рассматривать. Обувь авторской куклы относится к огромной изюмине и важностью ее нельзя пренебрегать ни в коем случае.
Мы лепим куклу-монгола. Ему нужны сапоги. В  нашем случае, мы не преследуем  цель создать обувь согласно национальным традициям. Это фантазийная кукла и ее национальность – понятие весьма условное.  Поэтому и обувь куклы будет плодом нашей фантазии.
Выгибаем плоскогубцами проволоку по длине наших ступней. Прилепляем немного паперклея на проволоку. Это основа, на которую будет лепиться весь сапог.  
Когда заготовка высохла, начинаем формировать сапог. По замыслу он невысокий, остроносый со шнуровкой спереди и хлястиком сзади. Помогаем себе стеком, зубочисткой. Делаем каблук, острый носок, место для шнуровки.

Вот один готов
.
Второй лепим точно также, сверяясь с  размером предыдущего. Пока идет работа, не забываем смачивать водой наше изделие – вдруг придется что переделать или добавить.
Даем обуви подсохнуть. Шлифуем сначала грубой, потом средней и, наконец, самой мелкой наждачкой.
 Берем  акриловые краски, в данном случае коричневую,  и красим. Красить можно широкой, мягкой кисточкой, аккуратно покрывая поверхность.
Лучше прокрасить первый раз тонким слоем и второй раз перекрыть краской, чем возить кистью несколько раз по одному месту. А можно тампоновать. Для этого подойдет обычная мочалка  для мытья посуды. Макаем кусочек поролона в краску, делаем пару пробных «чпоков» на бумаге.  Убедившись, что краска  равномерно распределилась на мочалке, наносим ее на сапоги. При необходимости наносим второй раз.
Теперь будем тонировать нашу обувь. В основную краску добавляем немного белой, чтобы осветлить насыщенный коричневый. И уже этой краской тонируем выпуклые места сапожка. Таким способом он обретает более естественный, поношенный вид.
Подошвы красим черным цветом.

Тонируем тем же способом. Вот уже и сапоги у нас видавшие много дорог.

Следующий мастер-класс  -  роспись лица авторской куклы.

6

Как обшить туловище авторской куклы

Близится  завершающий этап в изготовлении нашей авторской куклы. Это обшивание каркаса туловища, предваряющее одевание. Вы можете резонно заметить, что  можно обойтись и без этого процесса – все равно сверху на кукле будет одежда и «нижнее белье» видно не будет.  Тут я с Вами не соглашусь – это уже дело принципа и профессионализма. У куклы все должно быть красиво – и лепка, и одежда, и аксессуары, и даже то, что не видно поверхностному взгляду.
Поэтому мы сегодня будем обшивать тело куклы, чтобы спрятать синтепон и сделать туловище более упругим, похожим на настоящее. Специальных правил по обшиванию тела куклы нет – во всяком  случае я о них не знаю. Делюсь своим опытом.
Обычно для этой цели используются эластичные ткани стрейч, бифлекс под цвет тела.
Наш друг Алтынбек не белокож, оттого и ткань для обшивки берем потемнее.  Отмеряем ткань от плеча до попы, берем две таких длины. Посередине нашего прямоугольника  делаем вырез для головы и просовываем ее туда. Получается Алтынбек в фартуке.
Натягивая ткань, сшиваем по бокам, пришиваем к синтепону. Делаем прямоугольнички по длине рук и ног и сшиваем все между собой.

Вот такой он получился спереди.

И  вот такой со спины.

Теперь кукла готова к одеванию. Необходимо подбирать тканюшки,  комбинировать их между собой согласно замыслу. Вот так, например.

Или вот так.


А, может быть как-то иначе…. Но об этом в следующий раз.
7

Одежда для авторской куклы.

Сшить одежду для авторской куклы – огромное искусство. Тут очень важно правильно  выбрать нужную ткань, отделку к ней, найти аксессуары и мелкие детали, которые украсят костюм и подчеркнут его индивидуальность. Тогда куклу хочется долго рассматривать, обнаруживая приятные мелочи, которые радуют глаз и приятно удивляют. В интернете масса потрясающих работ талантливых кукольниц с отличным вкусом и чутьем стиля и формы. Я ими восхищаюсь, учусь у них, а своими находками делюсь с Вами.
Итак, приступаем к одеванию нашего восточного мужчины.
Шаровары для Алтынбека сшила из коричневого шелка.

У голенища сапога стянула их шнуром.
 
Немного подумав, решила – будет у него яркая, красная рубаха. Выкроила ее, сшила по бокам,

надела на куклу.

И просится к этому красному цвету золото.
 
Вот такая вот замечательная тесьма.

И на манжеты из нее тоже пришить необходимо.

Круглую подставку обшила набивным бархатом. Нашила маленьких подушечек.
 
Придала Алтынбеку правильную позу.

В руки дала интересный журнал.

Теперь есть ему чем заняться в передышках между завоеваниями.
Мне Алтынбек нравится очень, как, впрочем, и все, что я делаю и от чего получаю удовольствие. А каковы Ваши личные впечатления от куклы, рожденной практически на Ваших глазах?

8

6 комментариев:

  1. Замечательный Алтынбек-Золотой. Огромное спасибо за мк, оч интересно, все понятно. Я учусь лепить лицо, много почерпнула в вашем мк.

    ОтветитьУдалить
  2. Супер!!! Очень понравилась и кукла и мастер-класс!!! Спасибо Вам!

    ОтветитьУдалить
  3. Ни одна фотография не отображается... Почему?

    ОтветитьУдалить
  4. спасибо! жаль, у меня тоже фоточек не видно

    ОтветитьУдалить
  5. Спасибо))) хотелось бы на фото посмотреть.

    ОтветитьУдалить