вторник, 15 мая 2012 г.

ватное папье-маше

Отсюда взято puzovok.livejournal.com/48208.html
Сразу про авторские и патентные права.
Работала в патентном бюро, и для Дины как раз делали заявку на патент на изобретение (и получили его в конце концов под номером №2180794), так что все права у нее (разумеется). Но патентное право весьма своеобразно - например, получить патент на такое вот изобретение уже нигде в мире невозможно - приоритетное право всегда останется за ней. На территории России производить (для продажи!) изделия по патенту нельзя без ее согласия (оформленного в виде лицензионного договора, с регистрацией такого в Патентном ведомстве и т.д.), при этом производство-продажу изделий по такой технологии в других странах, например, запретить никак нельзя :) для этого нужна была бы международная заявка - а это очень долго, и, главное, очень дорого.
Исходя из того, что Дина сама по себе очень добрый и открытый человек и охотно делилась своим умением с другими людьми, оставляю за собой возможность рассказа про ее метод (тем более, что все можно узнать из патента). Какие-то секреты у нее, наверняка, имеются - чего не знаю - того не знаю.











Сразу предупреждаю, что рассказываю то, что знаю. За абсолютную точность не ручаюсь.
Назовем эту технику "ватное папье-маше" (или как предпочитает Дина - лепка из ваты). Она эту технику создала, "возродила" на основе старинных елочных игрушек из ваты.

Необходимо:
проволока, хорошо держащая форму (но гнущаяся),
вата, причем если кто найдет не самый современный вариант - с очень тонкими волокнами, а ту вату, какая была раньше - погрубее, то еще лучше,
клейстер (в принципе, самый обычный - вода и мука, пропорции не скажу - я сама все делаю на глаз) не слишком густой,
газеты, нитки, скотч...


В начале из проволоки делается каркас - у меня были ангелы (но получились в конце-концов цветочные феечки). Дальше каркасу придается нужный объем - вот здесь идут в дело смятые газеты, куски ваты (вобщем внутри может быть все, что угодно). Главное - поплотнее, пожестче. Укрепляется все на каркасе с помощью скотча, ниток. Дальше делается верхний чистовой слой из ваты. Вот примерно то, что у меня на фотографии. Закрепляется нитками. Головы у меня были из пенопластовых шариков, Дина часто головы отливает гипсовые (полые и легкие).
В итоге получается заготовка с внешними очертаниями без деталей.



Перед непосредственной дальнейшей обработкой стол застелить темным ! (это довольно важно) полиэтиленом.
Вату нарвать на нужных размеров куски и разъединить на слои (должно выходить по 2-3 слоя из 1 куска). Лучше заготовить побольше заранее - дальше руки будут почти всегда мокрые - неудобно.
Так же есть способ сначала весь кусок пропитать клейстером, а уже потом пытаться его разобрать на слои и пропитывать дальше - мне так не слишком удобно (хотя вероятность, что слои будут более одинаковые по толщине, выше)



Клейстер. Я делаю так - в чуть теплой воде растворить пару ложек муки (действительно все делаю на глаз). Для избежания комков процедить. Дальше на огонь и постоянно помешивать для загустения. Потом я опять пропустила через сито. Может быть кто знает, что надо добавлять для придания клейстеру более белого вида, или какие другие способы приготовления? Пишите - попробуем. Вероятно, клейстер из крахмала - какраз, что нужно.


Дальше начинается самый тяжелый момент - пропитывание ваты клейстером с двух (!) сторон. Все делается руками - горстка клейстера размазывается по вате. Самое трудное - первый момент, сухая вата очень липнет к влажным рукам. Последний раз я немного смачивала поверхность из пульверизатора для цветов - вроде помогает. Но здесь действительно надо приноровиться. Одна сторона пропитана клейстером - надо перевернуть и пропитать вторую (момент переворачивания тоже довольно проблематичный, современная вата слишком нежная). Вот здесь становится понятно, почему важен темный полиэтилен - видна степень пропитанности ваты.




На этих картинках как раз и видно. Первая - слой пропитан недостаточно - есть белые пятна (это непропитанные участки, где остался воздух, который надо тщательно удалить). Вторая - вата хорошо проклеена. Излишнего клейстера быть не должно - при высыхании он оставит некрасивые желтые пятна.

Дальше начинается сама лепка - на заготовленную основу наносим куски ваты (она легко рвется на небольшие). Края сглаживаем, слои могут находить друг на друга, но они должны быть равномерные . Вобщем, вспоминаем папье-маше. Фотографировать данный этап по причине измазанности клейстером было невозможно. Так вся заготовка и облепливается. На этом же этапе делаются мелкие детали по поверхности. Потом все отправляется сушиться.

Тут важно, чтобы в помещении не было сыро - иначе (особенно если несколько слоев) возможно неравномерное высыхание и даже заплеснивение. Сохнет где-то 2 дня. В объемных деталях может дать небольшую усадку.
После становится довольно прочной конструкцией. Но у меня протыкалось большой иглой.


Сверху можно красить (особенно если все-таки проявились излишки клейстера в виде пятен). Или можно красить сразу до просушки - тогда получаетя акварельный эффект (по мокрому краска расплывается).

Вобщем, вроде изложила все, что знала :) Результат мой - смотрите.
Это получившиеся феечки...






Про светильники рассказывать не буду, там сложнее делать каркас, укреплять слои на каркасе и т.д. Но сама суть - абсолютна та же (про пожаробезопасность ничего не знаю, но там и лампочки небольшой мощности всегда)

2 комментария:

  1. Сейчас бы папье-маше патентовать... Тогда можно всех засудить. Мажьте вату кистью, зачем руками-то?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Придумают же - патент на ватные игрушки. Да это уже давно, без всяких патентов, люди делают. Еще и по судам будут таскать, если сделаешь и продашь... Насмешили!

      Удалить